19 Сен 2019 12:34

Педагог- психолог Реева О.Ю. провела тренинг " Профилактика эмоционального выгорания педагогов" с применением техники - терапевтическое рисование мандал (мандалотерапия)

Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад «Светлячок» г. Строитель» провела тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Во время тренинга Ольга Юрьевна использовала технику – терапевтическое рисование мандал (мандалотерапия).

Основные проявления эмоционального выгорания для педагогов и представителей других помогающих профессий связаны часто с неосознанным желанием экономить свои психические и физические ресурсы и являются формой психологической защиты. Во время тренинга были рассмотрены и проанализированы следующие  симптомы эмоционального выгорания:

Симптом "эмоционального дефицита"

Симптом "эмоциональной отстраненности".

Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации". Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений".

Практическая часть тренинга была посвящена терапевтическому рисованию мандал.

Восточное учение о сакральном круге – мандале – получило распространение в европейской системе психоанализа в начале прошлого века. Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности, олицетворениеабсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.

Карл Юнг говорил, что мандала – не просто древнейший символ и инструмент для самопознания.Она защитный круг, который человек активизирует в сложных жизненных ситуациях. Подсознание, рисуя спасительный знак, словно ограждает носителя от проблем. Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора, служит своеобразным зер­калом, отражающим особенности психического состояния.  Процесс рисованиямандалы собирает разрозненные осколки сознания, упорядочивает мысли и помогает сконцентрироваться на главном.

Занятия изобразительным искусством помогают расслабиться, отвлечься от проблем и выплеснуть накопившиеся эмоции. Мандалы со­здаются не профессиональными художниками, а любым, кто желает сконцентрировать свою жизненную энергию.

Нарисованная человеком мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. Мандалы могут содержать геометрические и органические формы. Они могут содержать узнаваемые изображения, которые имеют значение для человека, рисующего мандалу в данный момент времени. Создание мандалы, как правило, успокаивает, человек на время забывают о словах «должен» и «могло бы быть» и погружа­ется в состояние созерцания.

Каждая мандала уникальна, нет двух идентичных мандал, даже созданные одним человеком мандалы с течением времени изменяются. В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и ре­цептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены. Ценность рисования мандал заключается в ихстимулирующем воздействии на психическую жизнь. Независимо от того, нравится человеку или нет выполненная им работа, он все равно создал что-то новое. Правда, чтобы он это осознал, его восприятие реальности и самого себя должно измениться.  

Для интерпретации мандал, а значит и диагностики изменении в психическом состоянии рисующего важны все аспекты восприятия созданной мандалы. Проводится фиксация и анализ общего впечатления и чувств, испытываемых при созерцании рисунка. Особое внимание уделяется центру мандалы, который не обязательно должен совпадать с геометрическим центром круга. Рисование центра, как правило, меньше всего осознается рисующим и в большей степени является проявлением бессознательного. Рисование становится все более осознанным при движении к внешней границе круга мандалы. Характер прорисовки внешнего круга, выбор цвета и ширина границы дают важную информацию о состоянии рисующего. Сама фигура внутри мандалы может вызывать ассоциации с различными формами. Например, мишень, лабиринт, звезда, крест, линия горизонта, россыпь знаков, паутина и т.п. Анализируется комбинация цветов и форм, направление рисования, то есть движение внутри мандалы.

Для педагогов дошкольного образования ресурс терапевтического рисования мандалзаключается в возможности выплеснуть энергию неотреагированных эмоций, сконцентрироваться на своем внутреннем состоянии и насладиться творческим процессом, исходящим из глубины неосознанного опыта. При этом не требуется осознанного включения в работу над своими негативными состояниями. Освобождение происходит как-бы само собой, естественно и легко. Этот эффект является особо ценным для профилактики и терапии эмоционального выгорания особенно в условиях инклюзивного образования при наличии значительных психоэмоциональных нагрузок.


Дата последнего изменения: 29 Окт 2019 12:55