Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад «Светлячок» г. Строитель» провела тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
Во время тренинга Ольга Юрьевна использовала технику – терапевтическое рисование мандал (мандалотерапия).
Основные проявления эмоционального выгорания для педагогов и представителей других помогающих профессий связаны часто с неосознанным желанием экономить свои психические и физические ресурсы и являются формой психологической защиты. Во время тренинга были рассмотрены и проанализированы следующие симптомы эмоционального выгорания:
Симптом "эмоционального дефицита"
Симптом "эмоциональной отстраненности".
Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации". Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений".
Практическая часть тренинга была посвящена терапевтическому рисованию мандал.
Восточное учение о сакральном круге – мандале – получило распространение в европейской системе психоанализа в начале прошлого века. Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности, олицетворениеабсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.
Карл Юнг говорил, что мандала – не просто древнейший символ и инструмент для самопознания.Она защитный круг, который человек активизирует в сложных жизненных ситуациях. Подсознание, рисуя спасительный знак, словно ограждает носителя от проблем. Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора, служит своеобразным зеркалом, отражающим особенности психического состояния. Процесс рисованиямандалы собирает разрозненные осколки сознания, упорядочивает мысли и помогает сконцентрироваться на главном.
Занятия изобразительным искусством помогают расслабиться, отвлечься от проблем и выплеснуть накопившиеся эмоции. Мандалы создаются не профессиональными художниками, а любым, кто желает сконцентрировать свою жизненную энергию.
Нарисованная человеком мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. Мандалы могут содержать геометрические и органические формы. Они могут содержать узнаваемые изображения, которые имеют значение для человека, рисующего мандалу в данный момент времени. Создание мандалы, как правило, успокаивает, человек на время забывают о словах «должен» и «могло бы быть» и погружается в состояние созерцания.
Каждая мандала уникальна, нет двух идентичных мандал, даже созданные одним человеком мандалы с течением времени изменяются. В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены. Ценность рисования мандал заключается в ихстимулирующем воздействии на психическую жизнь. Независимо от того, нравится человеку или нет выполненная им работа, он все равно создал что-то новое. Правда, чтобы он это осознал, его восприятие реальности и самого себя должно измениться.
Для интерпретации мандал, а значит и диагностики изменении в психическом состоянии рисующего важны все аспекты восприятия созданной мандалы. Проводится фиксация и анализ общего впечатления и чувств, испытываемых при созерцании рисунка. Особое внимание уделяется центру мандалы, который не обязательно должен совпадать с геометрическим центром круга. Рисование центра, как правило, меньше всего осознается рисующим и в большей степени является проявлением бессознательного. Рисование становится все более осознанным при движении к внешней границе круга мандалы. Характер прорисовки внешнего круга, выбор цвета и ширина границы дают важную информацию о состоянии рисующего. Сама фигура внутри мандалы может вызывать ассоциации с различными формами. Например, мишень, лабиринт, звезда, крест, линия горизонта, россыпь знаков, паутина и т.п. Анализируется комбинация цветов и форм, направление рисования, то есть движение внутри мандалы.
Для педагогов дошкольного образования ресурс терапевтического рисования мандалзаключается в возможности выплеснуть энергию неотреагированных эмоций, сконцентрироваться на своем внутреннем состоянии и насладиться творческим процессом, исходящим из глубины неосознанного опыта. При этом не требуется осознанного включения в работу над своими негативными состояниями. Освобождение происходит как-бы само собой, естественно и легко. Этот эффект является особо ценным для профилактики и терапии эмоционального выгорания особенно в условиях инклюзивного образования при наличии значительных психоэмоциональных нагрузок.